Главная Древний Мир Средние Века События Словарь История в живописи Личности Контакты Опросы Проверь себя!
Самым жестоким варварским племенем, на Ваш взгляд, были:
 

Случайное изображение

Фредерик Артур Брайтман. Клеопатра на террассе.
Эдвин Лонг. Позабытая любовь.
Религии в Украине XVI в. Братства

Реформация в Украине

Реформация (от латин. reformation — преобразование, исправление) — широкое антикатолическое движение в Европе XVI в., связанное с переходом от феодализма к буржуазному обществу.

Украина всегда была одной из составляющих Европейской цивилизации. И это нашло отражение в религиозной жизни XVI в. Деятели Реформации требовали освобождения от власти Папы Римского, создания национальных церквей, ведения богослужения национальными языками, перевода Библии и других священных книг на родной язык. Они осуждали католических священников, бравших высокую плату за выполнение религиозных обрядов.

Волна европейской Реформации достигла и Украины. Здесь она приобрела свои особенности. Во-первых, при отсутствии прослойки богатых буржуа, борьбу за преобразование возглавили мещанство и казачество. Во-вторых, требование защитить «истинную веру» означало для украинцев борьбу не только за духовное, но и за национальное и социальное освобождение.

Реформационное движение способствовало возникновению нового направления христианского учения - протестантизма. В Украине самым влиятельным протестантским течением был кальвинизм, приверженцев которого в Литве и Польше называли социнианами по имени ученика Кальвина — Фауста Социна. Основой вероучения социниан было признание истинным из Святой Троицы только одного человека — Бога Отца.

Новые вероучения заинтересовали шляхту и магнатов. В протестантских (особенно в кальвинистских) требованиях они усматривали средство послабления власти высших церковных иерархов, ликвидацию церковного землевладения, контроль мирян над духовенством, близость к идеалам шляхетских прав и свобод (вольницы).

Переход украинцев в протестантизм не приобрёл массового характера прежде всего потому, что крестьянам эта вера была чужой и непонятной. В лучшем случае украинские крестьяне относились к протестантизму как к «господской церкви», сохраняя верность отцовской, православной. М. Грушевский подсчитал, что во времена наиболее высокого подъёма протестанты имели лишь около 100 ячеек.

Главнейшим достижением Реформации в Украине стало обновление православной церкви, использование в богослужении переводов Святого Письма на народный язык. В частности, в 1562 г. в Несвизской типографии, расположенной в Беларуси, впервые напечатан на русском языке кальвинистский катехизис, составленный Шимоном Будным.

Контрреформация в Украине

В противовес Реформации приверженцы католической церкви организовали контрреформационное движение. Его содержанием стали идеи такой перестройки католической церкви, которые отвечали бы новым настроениям и условиям жизни. Этому процессу служила деятельность ордена иезуитов, основанного в 1534 г. 1езуиты сплотили вокруг идеи обновления католической церкви значительные интеллектуальные силы. При этом главными средствами убеждения были педагогическая деятельность и дипломатия. Развёртыванию деятельности иезуитов Украине способствовала Люблинская уния. В 1571 г. иезуитскую коллегию открыли в Ярославле (Галиция), а в скором времени во Львове, Каменце, Перемышле, Виннице, Киеве, Остроге, Новгороде-Сиверском и других городах.

Борьбу с реформационными движениями иезуитам облегчало то, что представители реформационных течений, вместо того чтобы совместно выступить против католицизма, начали борьбу между собой. Многие люди, перешедшие в протестантизм, стали приверженцами католической церкви. Принадлежать к Иезуитскому ордену стало престижно. Его членами были известные проповедники, организаторы обучения, учёные и писатели. Тот уровень образования, который предоставляли иезуитские учебные заведения, привлекал украинских шляхтичей. К тому же выпускники имели возможность углублять и совершенствовать образование в европейских университетах. Легко преодолевая реформационные влияния на территории Речи Посполитой, иезуиты направили острие своего оружия против православия. На защиту православной церкви поднялись мелкая шляхта и мещанство, присоединилось казачество. Это придало борьбе народный, демократический характер.

Иезуиты (от латин. Jesu — Иисус) — члены католического монашеского ордена, основанного в 1534 г. Париже.

Исторический источник

Львовский архиепископ Ян Порохницкий, представитель ополяченного украинского рода, рассказывал: «Когда случалось, что была панна — единственная дочь с имением, или вдова богатая, то короли своих поляков-шляхтичей посылали в Русь, поддерживали их своим влиянием, и так (они), женясь часто, наполнили Русь и ввели веру правоверную католическую римскую; остальное сделала внимательность пастырей, так что и самые влиятельные паны с Руси перешли к единству с римским костёлом, покинув греческую схизму».

Православные братства

Ярким проявлением национально-освободительного движения стали братства. Патриотические силы, сплотившиеся вокруг них, выступали за развитие национальной культуры, видя в этом залог будущего освобождения народа от социального, национального и религиозного угнетения.

Братства - религиозно-общественные организации городского населения при православных (со временем и греко-католических) приходах в Украине и Беларуси в ХVI-ХIХ вв.

Патрициат -наиболее состоятельный, привилегированный слой населения средневековых городов в большинстве стран Европы.

Церковные братства существовали в Украине издавна, но особенно широко развернули они свою деятельность с XVI в. Братства основывали при церквях, что и нашло своё отражение в названиях: Львовское — Успенское, Виленское — Свято-Духовское, Луцкое-Чеснохрестное, Киевское — Богоявленское и т. д.

В давние времена братства были опекунами церквей, заботились о церковных строениях и их убранстве, помогали священникам; во время праздников организовывали собрания мещан. Особенно важной была экономическая взаимопомощь. Братства предоставляли займы своим членам, иногда организовывали заёмные кассы, спасали мещан от долгов, предотвращали продажу имущества (особенно домов) в чужие руки, для обедневших и нищих основывали приюты. Такие мероприятия способствовали росту популярности братств.

В XVI в. под влиянием идей Реформации братства расширили свою деятельность на политическом и культурном поле. В связи с усилением национального гнёта они предоставляли в городах защиту украинскому мещанству, уличали притеснителей в жалобах, адресованных городским магистратам, высылали посольства к королям, обращались за помощью к шляхте и вельможам.

В Галиции наиболее известным и авторитетным было Львовское братство при церкви Успения. Оно насчитывало от двадцати до тридцати членов — столько домов разрешено было иметь украинским мещанам в черте города, но это были зажиточные люди. В 20-х годах XVI в. они заявили протест против ограничений, возложенных на них польским патрициатом. В их защиту перед королём выступил Василий-Константин Острожский, и украинские мещане получили определённые послабления.

В 1539 г. они добились восстановления галицкого епископства, которое было упразднено в XV в. В этой борьбе за свои права активно сотрудничала с мещанами галицкая шляхта, не утратившая национальный дух. Первым епископом стал мещанин, выдающийся член братства, Макарий Тучинский. В 70-х годах XVI в.

Ставропигия (греч. stauropigion — установление креста) — автономная православная церковная единица (церковь, монастырь, братство), подлежащая юрисдикции патриарха.

Представители Львовского братства вошли и в состав так называемой «коллегии сорока мужей», которая ограничивала власть городских патрициев. Львовское братство активно занималось делами духовной культуры и образования. В 1586 г. антиохийский патриарх Йоаким предоставил ему права ставропигии — церковной автономии. С того времени оно подлежало не власти епископа, а подчинялось непосредственно патриарху. Братская организация распространилась в Холмщине, Галиции, Волыни, Подолье, Киевщине.

Исторический источник

Цель братства киевские братья объясняли так: «Братство называется, когда православные христиане, живущие среди чужеверцев, среди ляхов, униатов и проклятых еретиков, хотят от них отлучиться и не иметь ничего общего с ними, а сами с собой любовью соединяются, имена свои вместе вписывают и братьями называются: а это для того, чтобы тверже и скорее могли дать отпор противоверию».

Организация братств

Внутренняя структура братства была простой. Её составляли всего несколько десятков людей, сплочённых общим делом. Сборы братства проводились как минимум раз в месяц. Ежегодно организовывали общее собрание, где выбирали старших братьев. Братства стали общенациональными организациями, и эту сторону своей деятельности они подчёркивали: например, в уставе Львовского братства указано, что его членом может быть «или мещанин, или шляхтич, или кто из посполитых людей всякого сословия».

Братские организации контролировали дисциплину своих членов. За каждый проступок брат расплачивался воском или должен был отсидеть определённое время на церковной колокольне. Брата наказывали, когда он без веской на то причины не приходил на сборы братства или на похороны, а также, когда «брат брата в братстве опозорил» или употреблял неприличные слова. Наказанию подвергался даже тот, кто отказывался от старшинства. Братства требовали от своих членов разрешения спорных дел перед братским судом. Они отстраняли недостойных духовных отцов, воспитывали талантливых наставников, поддерживали порядок и дисциплину в монастырях, открывали школы и библиотеки, распространяли духовную литературу. Они пробуждали древние, исконные культурные ценности и создавали новые, поднимали гражданский дух, создавали новую атмосферу национального возрождения.

Львовская братская школа

Важнейшим своим делом братства считали учреждение школ. Главную причину упадка национально-культурной жизни они усматривали в отсутствии достойного уровня образования. Автор «Предостережения» Иов Борецкий писал: «Весьма повредило государству русскому то, что не могли распространить школ и наук общенародных и их не обустраивали, ибо если науку имели бы, то по бессознательности своей не пришли бы к такому упадку».

Братские школы - учебные заведения в Украине и Беларуси конца ХVI-ХVII вв.

Львовская братская школа была создана в 1586 г. Она называлась славяно-греческой школой, или гимназией. Через некоторое время такие школы начали основывать во многих городах Украины. Учебный план строился на программе «свободных наук», но также изучали поэтику, риторику, вопросы философии. В учебном заведении преподавали опытные учителя (греческому языку, например, обучал архиепископ грек Арсений). Вместе с ними работали молодые учителя и писатели: Лаврентий Зизаний-Тустановский, богослов Иван Борецкий, со временем — митрополит Иов.

«Порядок школьный» — такое название имел устав Львовской братской школы. В нём было записано, что учителя должны любить и учить всех детей одинаково, как выходцев из богатых семей, так и бедных. Требования ко всем детям предъявлялись идентичные: уважение к учителям, старательность и трудолюбие. Только лучшие ученики имели право сидеть на первых партах. Занятия в братской школе начинались в девять часов утра. Сначала учитель проверял домашнее задание, потом ученики изучали новый материал. Вечером ученик повторял уроки дома и рассказывал о школьных делах родителям или своим опекунам.

Кстати, обучение во Львовской школе велось на славянском языке. Из древних языков отдавали предпочтение греческому. Обучение носило гуманитарный характер. Каталог братской библиотеки свидетельствовал о том, что значительное внимание уделялось произведениям классических авторов: наряду с учебниками по грамматике и словарями здесь были издания Аристотеля, Овидия, Вергилия, Валерия Максима и других. Кроме гуманитарного образования, учен! получал в школе знания по математике, астрономии, музыке.

Главной задачей школы была подготовка таких духовных отцов, учителей писателей, которые словом устным и письменным могли бы служить народу «посполитом деле». Этой цели Львовская братская школа сумела достичь.

Comments:


 
Главная Средневековая Европа Религии в Украине XVI в. Братства
Еще по теме
Древнейшая колыбель цивилизации это:
 
Сейчас на сайте находятся:
 81 гостей