Главная Древний Мир Средние Века События Словарь История в живописи Личности Контакты Опросы Проверь себя!
Самым жестоким варварским племенем, на Ваш взгляд, были:
 

Случайное изображение

Эдуард Швойзер. Генрих в Каноссе.
Поль Деларош. Христианская мученница времён Диоклетиана в Тибре (1853).
Индо-арии в Ведах

Несмотря на туманность и неопределенность деталей, относящихся ко времени и месту событий, Веды предоставляли внимательному читателю несомненно правдивый рассказ о своих индо-арийских авторах, начиная с описания территории их обитания.

indo-ariiВ стихах "Ригведы" часто встречаются упоминания о пяти реках, давших свое имя Пенджабу (слово "Пенджаб" означает "Пять рек"), однако о реке Ганг рассказывается только один раз и только в позднем гимне. Последующие Веды помещают родину индо-ариев гораздо дальше на восток, за рекой Сарасвати в долины Курукшетра в Доабе или на "землю между двух рек", Гангом и Ямуной.

Народ "Ригведы" характеризует себя как энергичных полукочевых пастухов, занимавшихся не только скотоводством, но немного земледелием для прокорма своего богатства — крупного рогатого скота и лошадей. Они верили во всесильных богов, таких, как Индра, бог войны, который, скача на своей колеснице и меча молнии, атаковал города и селения, а после битвы любил напиться допьяна сладким святым вином. Они верили и в бога огня Агни, который стал, в силу важности огненных жертвоприношений как для богов, так и для людей, посредником между ними.

Таких богов у индо-ариев было много, причем каждое божество ассоциировалось с каким-либо проявлением природы. Через преданность и служение всем этим богам — ритуалы описывались в Ведах почти на каждой странице — верующий стремился обрести единство своей души с богом, с силой, влияющей на людей и богов, с Космосом, старался постичь гармонию рождения, развития, затухания и возрождения.

Рита и касты

В "Ригведе" это состояние называлось Рита, в более поздних Ведах — Брахман. Только реализация этой вселенской энергии освобождала душу от нескончаемой цепи рождений, смерти и перевоплощений. Индо-арийское общество, описанное в первых Ведах, было разделено на три касты так называемых "дважды рожденных" — тех, кто прошел через таинства, необходимые для участия в ведических обрядах. Брахманы были экспертами в таких ритуалах, а также жрецами и поэтами. Кшатрии были воинами и вождями племен. Вайшьи, самые низкие из дважды рожденных, становились купцами и ремесленниками.

Со временем ведическая культура интенсивно развивается. В поздних ведических текстах и поэмах описывается использование изделий из железа (в "Ригведе" об этом не говорится совсем), плуга и множества зерновых культур от пшеницы до риса. С ростом численности индо-арии расселяются на больших территориях, создают смешанные семьи с представителями местных народов. Одновременно растет и конкуренция между кланами и группами кланов, а также между индо-ариями и аборигенами. Эта конкуренция, включавшая в себя концентрацию ресурсов и применение силы, потребовала усложнения организации общества и его более выраженного расслоения.

В конце концов, представители двух главенствующих каст — брахманы и военная аристократия — пришли к выводу, что они могут мирно жить, разделив сферы своей деятельности. Жрецы поддерживали свое превосходство, руководя всем, что было связано с религией и культурой, а каста воинов стала ответственной, кроме дел чисто военных, за политику и экономику. Таким образом, индо-арийское общество разделилось на две части — духовную и мирскую, каждая из которых, в свою очередь, имела свою структуру.

Дхарма - фундамент индуизма

Ритуалы, обряды и жертвоприношения были разработаны еще более тщательно (и, конечно, систематизированы в ведических книгах), причем акцент делался на демонстрации преданности и верноподданничества кастам брахманов и воинов. Эта система религиозных, философских и социальных принципов, нравственные нормы жизни, называемые Дхарма — "то, что поддерживает" или "то, что правильно" — стала фундаментом индуизма, который будет определять мышление и поведение индусов как в последующий период классической Индии, так и в наше время. Дхарма была проводником для каждой отдельной человеческой души — атмана — на ее пути к обретению единства, тождественности с Брахманом, источником всего сущего.

В бесконечной череде жизненных циклов человек продвигался вперед или отдалялся от мокши, последнего состоянии чистоты и освобождения, вы-хода из цикла перевоплощений. Чтобы достичь его, человек должен был посвящать себя ежедневному совершению обрядов для постижения высот веры, он должен был предаваться медитативным занятиям йогой, должен был внимать своему учителю — гуру и жить праведно и самоотречение Но если кто-то терпел поражение на этом трудном пути в данной или предыдущей жизни, карма — закон причины и следствия, действующий во всех жизнях — настигала его.

Шудры - каста слуг и неприкасаемые

В поздних Ведах говорится, что, кроме представителей уже описанных каст, существуют люди, не обладающие положением и привилегиями дважды рожденных. Эти люди, шудры, самые презренные в обществе, были не только лишены права участвовать в ритуалах просветления, к ним относились как к имуществу высших каст, как к домашнему скоту или утвари.

Расслоение индо-арийского общества, поначалу основанное на способностях его членов, утвердилось в жесткой наследственной кастовой системе с привилегированными высшими классами и гильдиями ремесленников, процветающей при существовании лишенного всех гражданских прав класса слуг, названных однажды "неприкасаемые". Каста "неприкасаемых" сохранилась и до наших дней. Брахманы поддерживали свой высокий статус тем, что только они могли проводить религиозные обряды и руководить совершением ритуалов. Они и только они хранили в своей памяти Веды и передавали их следующим поколениям. Брахманы требовали следовать священным писаниям в каждом возможном случае и при этом взимали немалую плату за услугу найти нужный совет в Ведах.

Темная Ведийская Эпоха

Брахманы оказывали давление даже на всесильных вождей племен, высасывали богатства из класса торговцев и делали все, чтобы шудры, лишенные права участвовать в религиозных обрядах и даже наблюдать их, оставались на дне общества. Существование этого жесткого, незыблемого разделения общества и власти объясняет одну из тайн Темной Ведийской Эпохи — отсутствие больших городов. Когда правящий класс живет в союзе с классом жрецов, а их власть осуществляется так, как определено ритуалом, четким законом, нет настоятельной потребности для создания сложной общественной администрации. Когда накопление богатства строго контролируется, нет необходимости в торговых центрах.

Таким образом, в обществе, описанном в "Ригведе", жизнь должна была сосредоточиться в деревнях и религиозных центрах. И, действительно, археологические находки, относящиеся к раннему ведическому периоду, подтверждают это.

Comments:


 
Главная Древняя Индия Индо-арии в Ведах
Еще по теме
Самое читаемое
Древнейшая колыбель цивилизации это:
 
Сейчас на сайте находятся:
 185 гостей